Фазы роста растений: основные этапы развития, период покоя и роста цветов

Типы роста растений

Рост растений обеспечивается образующими тканями вследствие деления клеток. Образовательные ткани располагаются на верхушках побега и корня или в основе междоузлий. Рост верхушек за счет образовательных тканей называют верхушечным, а за счет тканей, которые располагаются в основаниях междоузлий, — вставным. Рост стебля в толщину происходит за счет деления клеток камбия, который является боковой образующей тканью.

Ростовые процессы связанные с сезонными изменениями в природе и характеризуются ритмичностью. Растениям присущ состояние покоя, когда рост и развитие прекращаются. В состоянии покоя они находятся зимой и во время засухи. Зная особенности роста растения, можно регулировать ее развитие. Так, если удалить верхушку растения, где находится образующая ткань, ее рост в высоту прекратится. После этого начнут активно развиваться боковые побеги (ил. 25.2).

Рост и развитие растения начинается с момента прорастания семени и заканчивается, когда растение отмирает.

Знание особенностей роста широко используются в декоративном (ил. 25.3) и сельскохозяйственном производстве. Так, используя пасынкование (удаление боковых побегов), пикирования (отщипывания кончика корня при пересадке рассады) и вершкування (удаление цветков и соцветий) достигают увеличения урожаев растений. Итак, рост у растений ограничен и, в соответствии с тем, где располагается образующая ткань, роризняють верхушечный, боковой и вставной рост.

Какие периоды и этаны выделяют в развитии растений?

В развитии растений выделяют зародышевый и послезародышевый периоды (ил. 25.4). Зародышевое период длится от зиготы до созревания семени. В этот период образуются зародышевая образующая ткань, зародышевые корни и побег и питательная ткань (эндосперм). Послезародышевый период — это период от прорастания до естественного отмирания растительного организма. Он включает: стадию проростка — от прорастания до формирования первых настоящих листьев; стадию молодости — от появления первых листьев до цветения; стадию зрелости — от первого цветения до потери способности размножаться семенами; стадию старения — от последнего плодоношения к гибели организма. По продолжительности жизни растения делят на одно-, двух-и многолетние. Однолетние растения (например огурцы, овес) развиваются из семян, зацветают, дают плоды и отмирают в течение одного вегетационного периода. Двухлетние растения на первом году жизни образуют обычно только вегетативные органы. После перезимовки из почек, находящихся на подземных частях растения, формируются вегетативные и репродуктивные органы. Растение цветет и плодоносит. К двулетних растений относятся: капуста, морковь, свекла, петрушка и т.п.. Многолетние растения в течение нескольких лет образуют только вегетативные органы и только после этого у них начинается цветение, плодоношение, которые длятся много лет подряд (например одуванчик, яблоня, груша). Итак, в развитии растений различают два периода: зародышевый и послезародышевый. Послезародышевый период включает стадии проростка, молодости, зрелости и старения.

Как осуществляется регуляция роста и развития у растений?

Излив внешних условий на рост и развитие растений обусловлен многими факторами, среди которых выделяют, прежде всего, свет и температуру. Лучше выявляется роль света, если растения выращивать в темноте. Такие растения будут угнетенный вид. Если же их вынести на свет, они через некоторое время приобретут нормальный вид. Температура как фактор окружающей среды влияет на скорость процессов жизнедеятельности растений и может замедлять или ускорять рост и развитие растений (ил. 25.5). Однако слишком высокие или низкие температуры могут вызвать их гибель. Внутренняя регуляция роста и развития осуществляется с помощью питательных веществ и растительных гормонов. Регуляция с помощью питательных веществ — это самый простой способ регуляции. Так, в условиях недостатка веществ, поступающих от корня, замедляется рост листьев. Но определяющим в регуляции роста и развития является влияние фитогормонов. Эти вещества определяют процессы роста и развития целого растения и его отдельных органов. Они образуются в клетках верхушки корня, стебля и молодых листьев и через проводящую ткань попадают к другим клеткам, где и проявляется их действие. Одни фитогормоны ускоряющие деление и рост клеток, другие — замедляют их, регулируя таким образом прорастания семян, образования цветков, плодов и т.д.. Итак, регуляция роста и развития у растений осуществляется с помощью внешних и внутренних факторов, которые действуют в совокупности.

Фитогормоны и ЭМ-препараты для растений

Фитогормоны получли широкое распространение:

способствуют пробуждению спящего зародыша, разрушению семенной оболочки,

повышают энергию прорастания,

улучшают развитие корневой системы и ростка. 

Важно использовать только свежеприготовленный раствор препарата по инструкции, у которого не истек срок годности (например, синтезированный препарат Эпин-Экстра).

ЭМ-препараты – это концентрированная культура эффективных микроорганизмов, повышающая всхожесть семян и получившая множество положительных отзывов садоводов (например, «Восток ЭМ-1»).

  • Перед посадкой семена нужно замочить в растворе ЭМ-препарата концентрации 1:500 на 20–30 минут.

 

Народные стимуляторы роста растений

Хорошо зарекомендовали себя в качестве стимуляторов роста:

сок картофеля или алоэ,

настои луковой шелухи и золы,

пчелиный мед,

настой молодых побегов крапивы,

раствор дрожжей и др. 

Однако обязательно нужно учитывать биологическую совместимость растений. Например, сок алоэ наиболее благоприятен для семян томатов. Он может быть использован для замачивания семян баклажана, капусты и салата, но не годится для обработки семян перца, лука, сельдерея и тыквенных культур.

Янтарная кислота как стимулятор роста

У обработанных янтарной кислотой семян повышается всхожесть, растения лучше развиваются и реже болеют.

Для замачивания семян используют 0,004% раствор (4 мл 1% основного раствора разбавляют в 100 мл воды).

1% раствор получают, растворив 1 таблетку массой 0,1 г в 100 мл воды.

Семена замачивают перед посевом не более чем на сутки, после слегка просушивают и высевают в грунт.

Образовательная ткань

Рост, а следовательно, и развитие растений обеспечиваются деятельностью образовательной ткани, или меристемы. Ее клетки имеют многоугольную форму, крупное ядро, многочисленные поры в оболочке и рибосомы в цитоплазме.

В зависимости от происхождения различают общие и специальные образовательные ткани. Первые развиваются из зародыша семени. Их клетки постоянно делятся и дают начало апикальным или верхушечным меристемам. А уже из него развиваются эпидерма, паренхима и прокамбий.

развитие взрослого растения

Кроме верхушечных, в зависимости от расположения меристемы, бывают боковые (латеральные), краевые (маргинальные) и интеркалярные. Последние обеспечивают вставочный рост. При делении клеток интеркалярной образовательной ткани происходит удлинение междоузлий стебля и развитие черешков листьев.

От семени к цветению

У многолетних растений рост происходит ритмично. Это связано с сезонными изменениями в природе. Зимой или во время засухи растения находятся в состоянии покоя. Это касается не только листопадных видов, но и вечнозеленых. Развитие цветковых растений начинается с прорастания семени, которое может находиться в состоянии покоя даже несколько лет. Их развитие связано с наступлением благоприятных условий. Чтобы семя проросло, необходимы влага, тепло и воздух. Сначала оно впитывает воду и набухает. Далее начинает появляться корень, который закрепляет будущее растение в почве. Потом прорастает побег. Необходимое количество тепла и влаги зависит от вида растения. К примеру, семена моркови прорастают при 5 градусах, а огурцов и томатов — при 15 градусах тепла. Озимым видам требуется отрицательная температура.

Рост и развитие: отличие понятий

Эти два биологических процесса тесно взаимосвязаны. Рост и развитие растений — это изменения, которые происходят с ними. В чем их отличие? Ростом называют количественное увеличение всего живого организма или его отдельных частей. Происходит этот процесс в течение всей жизни. Такой тип роста называется неограниченным. Развитие растений — это качественные изменения. С течением времени происходит усложнение в строении организмов. В многоклеточном организме это происходит путем дифференциации, которая проявляется в увеличении разнообразия органоидов.

формирование взрослого растения из проростка

Процессы роста тесно взаимосвязаны. Дело в том, что некоторые этапы циклов развития растений и сопровождающие их процессы жизнедеятельности могут наступать только при определенных размерах органов.

В ходе полового размножения новый организм развивается из зиготы — оплодотворенной яйцеклетки. Эта структура не является специализированной. Она многократно делится с образованием новых клеток, которые называются бластомерами. Первоначально они имеют одинаковое строение. Но когда количество бластомеров достигает 32, их структура начинает видоизменяться в зависимости от местоположения.

Прорастание семян

Жизненный цикл растения начинается с прорастания семени. Когда семя попадает в почву все, что требуется для его прорастания —  это вода, кислород и правильная температура для прорастания семени. Что насчет света? Большинство семян не подвержено влиянию света или темноты, но некоторые семена не прорастают, пока не видят достаточный свет. По мере достижения правильной температуры и подачи воды семя будет прорастать. Когда сухое семя поглощает воду – это называется имбибацией, семена впитывают воду. Этот процесс настолько похож на сухую губку, подверженную воздействию воды. По мере того, как губка поглощает воду, она растет в размерах. Цвет губки меняется, она набухает и  становится тяжелее. С семенами происходит тоже самое. После посадки в почву в течение нескольких дней семя поглощает воду и набухает до тех пор, пока семенной слой не отпадает. Стебель прорастает в почву вместе с семядолями или листьями семян — это и называется прорастанием. Крошечный корень растет вглубь, ища воду и питательные вещества. Важно, чтобы семя посадили в нужное место в нужное время, чтобы оно прорастало.

Жизненный цикл

Для споровых растений характерно повторение этапов развития. Рассмотрим этот процесс на примере мхов. В жизненном цикле развития растений этого отдела преобладает гаметофит — половое поколение. Он представлен зеленым листостебельным растением, которое прикрепляется к субстрату с помощью ризоидов. С течением времени на гаметофите формируется спорофит. Он состоит из коробочки со спорами на ножке. Такая структура недолговечна и существует только в течение вегетационного периода. Так называют время года, благоприятное для роста и развития растений.

прорастание растения из семени

Когда споры созревают, они высыпаются в почву. Из них вновь развивается гаметофит. На нем формируются гаметангии с половыми клетками. Далее при помощи воды происходит оплодотворение, результатом которого является спорофит. Цикл развития повторяется снова.

Итак, рост и развитие — это взаимосвязанные процессы. Они являются характерными для всех живых организмов. Ростом называют количественные изменения, которые проявляются в увеличении размеров и объема растения в целом и его отдельных частей. Развитием называют качественные изменения. Это свойство проявляется в специализации и дифференциации клеточных структур.

Стадии развития растений

Каждый растительный организм, как и все живое, зарождается, растет и погибает. Такое развитие называют индивидуальным. В нем различают несколько фаз:

  • семя в состоянии покоя;
  • от прорастания семени до наступления первого цветения;
  • от первого до последнего цветения;
  • от последнего цветения до отмирания.

У представителей разных систематических единиц продолжительность стадий развития растений значительно отличается. К примеру, секвойя живет 3 тысячи лет, а молочная вика — 3 года.

прорастание растения из семени

Историческое развитие растений связано с эволюционными процессами, происходящими на планете. Первыми растениями, появившимися на Земле, были водоросли. С течением времени климат существенно изменился. Результатом этого был «выход» растений на сушу. Так появились высшие споровые растения — мхи, плауны, хвощи и папоротники. От них произошли современные семенные растения.

Что такое эволюция?

В лесу живет много мышек. Все они чуть отличаются друг от друга. Кто чуть больше, у кого цвет чуть темнее, третья теплее, четвертая хромает. У мышек есть расписание на год. Весной искать себе пару. Летом рожать мышат и выкармливать их. Осенью набивать нору припасами на зиму. Зимой спать. И так год за годом. Жизнь у мышек тяжелая. Мышь рожает нескольких мышат в год, но не все доживут до взрослого возраста — иначе мыши уже заполонили бы всю планету. И в этих тяжелых условиях одни мышки умудряются вырастить больше мышат, чем другие. Так получается потому, что мыши отличаются друг от друга, и какие то из этих отличий помогают выращивать мышат, а какие-то мешают.

Мышата похожи на родителей. И поэтому, если вдруг размер стал важной особенностью и кто крупнее, тот больше мышат выращивает, на следующий год в лесу будет больше крупных мышек. А если более темный цвет мешает, то темных будет меньше.

Иногда у мышонка вдруг появляется что-то, чего не было у его родителей, новый признак. Он тоже может помогать или мешать растить своих мышат. И если помогает, количество мышат с этим признаком будет расти.

Так год за годом мыши в лесу меняются. Если предположить, что есть идеальная мышь, у которой лучше всего получалось бы жить в лесу и растить мышат, то мы увидели бы, как наши мыши становятся все больше похожи на эту идеальную мышь. Но они никогда не станут идеальной мышью, потому что лес тоже меняется. Меняются дубы, меняются травинки, меняются жуки. И когда меняются они, меняется и образ идеальной мыши. Поэтому мышки никогда за ним не угонятся, но будут стремиться. Однажды лес изменится так сильно, что идеальная мышь уже не будет выглядеть мышью и тогда мы придумаем ей новое название. А наши мышки постепенно станут похожи на эту не-мышь.

Этот процесс изменения и есть эволюция. Наши предки тоже менялись год за годом, пока не стали нами. А мы однажды станем кем нибудь еще.

Конечно, я объяснил просто, реальная эволюция гораздо сложнее — настолько сложна, что в мире миллионы разных видов животных, порожденных эволюцией — а ведь начиналось все с одного маленького одноклеточного существа.

Возрастная периодизация

Паспортный возраст, где межвозрастной интервал равен одному году, отличается от биологического (или анатомо-физиологического) возраста, охватывающего ряд лет жизни человека, в течение которых происходят определенные биологические изменения. Какие критерии необходимо положить в основу возрастной периодизации? До настоящего времени по этому вопросу нет единой точки зрения.

Некоторые исследователи в основу периодизации кладут созревание половых желез, скорость роста и дифференцировки тканей и органов. Другие считают точкой отсчета так называемую скелетную зрелость (костный возраст), когда рентгенологически в скелете определяют время появления участков окостенения и наступления неподвижного соединения костей.

В качестве критерия периодизации выдвигался и такой признак, как степень развития центральной нервной системы (в частности, коры головного мозга). Немецкий физиолог и гигиенист Макс Рубнер в теории энергетического правила поверхности как критерий предлагал использовать особенности энергетических процессов, происходящих в различные возрастные периоды.

Иногда в качестве критерия для возрастной периодизации используют способ взаимодействия организма с соответствующими условиями среды. Существует и возрастная периодизация, основанная на выделении периодов новорожденного, ясельного, дошкольного и школьного возраста у детей, которая отражает скорее существующую систему детских учреждений, чем возрастные особенности.

Широко распространена классификация, предложенная русским педиатром, создателем петербургской школы педиатров, изучавшим возрастные анатомо-физиологические особенности детей, Н.П. Гундобиным. В соответствии с ней выделяют:

  • период внутриутробного развития;
  • период новорожденного (2–3 недели);
  • период грудного возраста (до 1 года);
  • преддошкольный (с 1 года до 3 лет);
  • дошкольный возраст (с 3 до 7 лет, период молочных зубов);
  • младший школьный возраст (с 7 до 12 лет);
  • средний, или подростковый, возраст (с 12 до 15 лет);
  • старший школьный, или юношеский, возраст (с 14 до 18 лет у девочек, с 15–16 лет до 19–20 лет у мальчиков).

Возрастная и педагогическая психология чаще использует периодизацию, основанную на педагогических критериях, когда периоды дошкольного возраста подразделяются соответственно группам детского сада, а в школьном возрасте выделяют три этапа: младший (I–IV классы), средний (IV–IX классы), старший (X–XI классы).

В современной науке нет единой общепринятой классификации периодов роста и развития и их возрастных границ, но предлагается такая схема:

1) новорожденный (1-10 дней);

2) грудной возраст (10 дней – 1 год);

3) раннее детство (1–3 года);

4) первое детство (4–7 лет);

5) второе детство (8-12 лет для мальчиков, 8-11 лет для девочек);

6) подростковый возраст (13–16 лет для мальчиков, 12–15 лет для девочек);

7) юношеский возраст (17–21 год для юношей, 16–20 лет для девушек);

8) зрелый возраст:

I период (22–35 лет для мужчин, 22–35 лет для женщин);

II период (36–60 лет для мужчин, 36–55 лет для женщин);

9) пожилой возраст (61–74 года для мужчин, 56–74 года для женщин);

10) старческий возраст (75–90 лет);

11) долгожители (90 лет и выше).

Данная периодизация включает в себя комплекс признаков: размеры тела и органов, массу, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, мышечную силу. Схема учитывает особенности мальчиков и девочек. Для каждого возрастного периода характерны специфические особенности. Переход от одного возрастного периода к другому называют переломным этапом индивидуального развития, или критическим периодом. Продолжительность отдельных возрастных периодов в значительной степени изменчива. Хронологические рамки возраста и его характеристики определяются в первую очередь социальными факторами.

Цветение

Через некоторое время начинаются развиваться цветочные почки. Некоторые растения цветут в течение нескольких дней, в то время как другие месяцы или даже годы. Репродукция. Внутри почки зарождается крошечный цветок. Чашечки защищают почку до ее открытия. Со временем бутон открывается и расцветает в зрелый цветок, и чашелистики выглядят как маленькие зеленые листья у основания цветка. Цветок — половая репродуктивная часть растения. Лепестки цветка часто очень заметны, ярко окрашены и сильно ароматизированы, чтобы привлечь опылителей. Это очень интересная стадия жизненного цикла растения! Женская часть цветка называется пестиком, и она состоит из четырех частей — стигмы, стиля, яичника и яйцеклеток. Садовая часть цветка называется тычинкой и состоит из длинной нити и пыльника, где производится пыльца. В центре цветка есть длинная тонкая трубка, которая заканчивается округлым овалом. Трубка называется стилем. На вершине стиля стигма — его задача — поймать пыльцу. Он может быть липким или сформированным таким образом, чтобы помочь лучше улавливать пыльцу. Иногда несколько тычинок окружают пестик. Как только пыльца попадает в ловушку, она перемещается вниз по стилю до закругленной части в конце, где и происходит оплодотворение. Оплодотворенные яйца становятся семенами на этой стадии жизненного цикла цветка. У овощей и фруктов, плодовых растений, на созревание указывает появление плодов.

Акселерация роста и развития

Акселерация, или акцелерация (от лат. acceleratio – ускорение), – это ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Явление акселерации наблюдается прежде всего в экономически развитых странах.

Термин «акселерация» был введен в научный обиход Е. Кохом. Большинство исследователей под акселерацией понимали ускорение в основном физического развития детей и подростков. Впоследствии это понятие было существенно расширено. Акселерацией стали называть увеличение размеров тела и наступление созревания в более ранние сроки.

Традиционно длина тела, объем груди и масса тела рассматривались как наиболее важные признаки физического развития. Но, учитывая, что морфологические особенности организма тесно связаны с его функциональной деятельностью, ряд авторов в качестве признаков физического развития стали рассматривать жизненную емкость легких, силу отдельных мышечных групп, степень окостенения скелета (в частности, кисти), прорезывание и смену зубов, степень полового созревания. Кроме того, к существенным признакам стали относить и пропорции тела.

В настоящее время понятие акселерации стало столь широким, что, имея в виду акселерацию, говорят как об ускорении физического развития детей и подростков, так и об увеличении размеров тела взрослых, более позднем наступлении климакса. Поэтому нередко пользуются таким понятием, как секулярный тренд (вековая тенденция), понимая под ним тенденцию, которая наблюдается примерно в течение века, к ускорению физического развития всего организма – от внутриутробного периода до взрослого состояния.

Наиболее заметно акселерация проявилась у детей во второй половине ХХ в. Так, масса тела стала удваиваться в более раннем возрасте (в 1965–1973 гг. – в 4–5 месяцев, в 1940–1941 гг. – в 5–6 месяцев). Происходила более ранняя смена молочных зубов на постоянные (в 1984 г. – с 5–6 лет, в 1953 г. – с 6–7 лет). Сдвинулись сроки полового созревания. Так, возраст наступления менструаций в ХХ в. уменьшался каждые 10 лет примерно на четыре месяца и в 1974 г. составил в среднем 12,7 лет. Происходило ускорение развития вторичных половых признаков. У детей и подростков наблюдалась более ранняя морфологическая стабилизация. Весь процесс окостенения заканчивался у мальчиков на два, a y девочек на три года раньше, чем в 1930-е гг.

В связи с акселерацией раньше происходит и завершение роста. В 16–17 лет у девушек и в 18–19 лет у юношей завершается окостенение длинных трубчатых костей и прекращается рост в длину. Московские мальчики возраста 13 лет за последние 80 лет стали выше на 1 см, а девочки – на 14,8 см. Таким образом, в результате ускоренного развития детей и подростков наблюдается достижение ими более высоких показателей физического развития.

Необходимо сказать, что имеются сведения и об удлинении детородного периода: за последние 60 лет он увеличился на восемь лет. У женщин в Центральной Европе за последние 100 лет менопауза сдвинулась с 45 до 48 лет, в нашей стране это время приходится в среднем на 50 лет, а в начале века приходилось на 43,7 года.

Причины акселерации. До настоящего времени не сформировано единой общепринятой точки зрения на происхождение процесса акселерации, хотя выдвинуто немало гипотез и предположений.

Так, большинство ученых считают определяющим фактором во всех сдвигах развития изменения в питании. Они связывают акселерацию с увеличением содержания в пище полноценных белков и натуральных жиров, а также с более регулярным потреблением овощей и фруктов в течение года, усиленной витаминизацией организма матери и ребенка.

Существует гелиогенная теория акселерации. В ней немаловажная роль отводится воздействию на ребенка солнечных лучей: считается, что дети в настоящее время больше подвергаются воздействию солнечной радиации. Однако этот довод кажется недостаточно убедительным, так как процесс акселерации в северных странах идет не меньшими темпами, чем в южных.

Имеется точка зрения о связи акселерации с изменением климата: считается, что влажный и теплый воздух замедляет процесс роста и развития, а прохладный сухой климат способствует потере тепла организмом, что якобы и стимулирует рост. Кроме того, есть данные и о стимулирующем воздействии на организм малых доз ионизирующих излучений.

Некоторые ученые в числе важных причин акселерации называют обусловленное достижениями медицины общее снижение заболеваемости в младенчестве и детстве вкупе с улучшением питания. Очевидно также, что появлению многих новых факторов воздействия на человека способствуют развитие науки и технический прогресс, причем свойства этих факторов и особенности их воздействия на организм еще мало изучены (речь идет о химических веществах, используемых в промышленности, сельском хозяйстве, быту, новых лекарственных средствах и др.). Некоторые исследователи значительную роль в акселерации отводят новым формам и методам воспитания и образования, спорту, физкультуре.

Связывают акселерацию и с негативным воздействием темпов современной городской жизни. Это и обильное искусственное освещение (включая рекламу); стимулирующее воздействие электромагнитных колебаний, возникающих при работе теле– и радиостанций; городской шум, движение транспорта; влияние радио, кино и телевидения на раннее интеллектуальное, особенно сексуальное, развитие.

Технический прогресс в экономически развитых странах привел к концентрации населения в больших городах. Развитие транспорта и связи сократило расстояния, ранее казавшиеся очень значительными. Усилилась миграция населения. Расширилась география брака, рушится генетическая изоляция. Это создает благоприятную почву для изменения наследственности. Молодое поколение становится выше ростом и созревает раньше своих родителей.

Акселерация является предметом изучения не только биологии и медицины, но и педагогики, психологии и социологии. Так, специалисты отмечают некоторый разрыв между биологической и социальной зрелостью молодых людей, при этом первая наступает раньше. В связи с этим встает ряд вопросов перед медицинской теорией и практикой. Например, появилась необходимость в определении новых норм трудовой и физической нагрузки, питания, нормативов детской одежды, обуви, мебели и др.

Принцип онтогенезе развитие?

Вегетация

Чтобы завершить стадию роста жизненного цикла цветка, растения должны производить свою собственную пищу. Этот процесс называется фотосинтезом. Как только появляются первые листья – начинается процесс фотосинтеза. Растения содержат хлоропласты в листьях, которые преобразуют энергию из солнечного света, углекислого газа и воды в сахара, которые они используют в качестве пищи. Азот является ключевым компонентом хлорофилла, зеленого пигмента в растениях, поэтому он является критическим питательным веществом, когда их энергия сосредоточена на растущих стеблях и листве. Они хранят сахара в корнях и стеблях. Корневая система продолжает развиваться, закрепляя растение в почве и увеличивая корневые волоски, которые помогают растению лучше поглощать воду и питательные вещества. Шток растет дольше к солнцу и транспортирует воду и пищу между корнями и листьями. Сахары и крахмалы превращаются в энергию, используемую для создания нового роста растений. Новые листья растут с вершины стебля или меристемы.

Опыление

Некоторые цветы имеют только мужские части, а некоторые имеют только женские части. Эти растения зависят от насекомых, птиц, животных, ветра, воды или других опылителей для переноса пыльцы из мужских цветков или мужских частей на женские цветы или женские части. Без опылителей не было бы семян или новых растений. Яркие цветные лепестки, сильный запах, нектар и пыльца привлекают опылителей. Цветы специально приспособлены для привлечения своих конкретных опылителей.

Гуматы в качестве стимулятора роста

Сейчас очень популярны гуматы. С их помощью также можно ускорить появление всходов овощных и цветочных растений (прежде всего, это актуально для теплолюбивых культур). 

Влияние гуматов особенно сильно на ранних стадиях развития растений. При обработке семян молодой побег образует мощные корни и приобретает устойчивость  к заболеваниям, что приводит к увеличению урожайности. Особенно это важно для картофеля. Семена нужно замачивать 1 сутки при комнатной температуре. 

Концентрация действующего вещества в гуматах может быть разная и составлять от 10 до 90 %. Это зависит от вида препарата (исходного сырья и способа производства). Поэтому применять его нужно по инструкции.

Виды стимуляторов роста

Одни стимуляторы воздействуют на проращивание семян, другие улучшают корнеобразование, третьи повышают количество завязей, тем самым способствуя увеличению урожайности, четвертые увеличивают листовую массу и стимулируют развитие дополнительных побегов, пятые помогают пережить стресс от заморозков или перегрева.

Стимуляторы роста (фитогормоны) регулируют процесс развития растений.

Они делятся на 4 вида:

ауксины способствуют развитию корней, улучшению обмена веществ;

цитокинины улучшают рост почек, участвуют в делении клеток;

гиббереллины стимулируют прорастание семян, цветение, плодоношение;

брассины поддерживают иммунную систему, регулируют созревание плодов.

Препараты содержат биологически активные вещества, витамины, микро- и макроэлементы. Получают их из водорослей, бактерий, грибов, угля, торфа.

Разработаны также и синтетические регуляторы. В них используются аналоги перечисленных выше фитогормонов. По эффективности они не уступают натуральным.

Понятие о росте растений

Обычно рост растенийсопровождается увеличением их массы и размеров. Рост — это свойство живого организма, для которого характерно наряду с новообразованием элементов структуры и разрушение их. В некоторых случаях разрушение может преобладать над новообразованием или быть ему равным. Но это не означает, что рост приостановился. Например, в период образования генеративных органов у злаков и некото­рых однолетних растений наблюдается не прирост сухого веще­ства, а его убыль. В то же время несомненно, что ростовые процессы идут, так как образуются новые элементы структуры организма. При прорастании семян в темноте образуются большие про­ростки, т. е. наблюдается рост, но сухой вес проростков будет меньше, чем сухой вес посеянных семян. Потеря веса при росте происходит и при посеве семян в почву и при посадке клубней картофеля. До тех пор пока ростки не выйдут на поверхность, наблюдается явный рост, но вместе с тем и уменьшение веса растения. Процесс роста при прохождении организмом жизнен­ного цикла осуществляется с различной скоростью, и характер образования новых элементов структуры закономерно изме­няется.

Фазы роста клетки

Растущие зоны находятся на конце каж­дого корня и стебля растения. Размеры растущей зоны вообще невелики: на кончике корня она примерно равна 1,0 см, у стеб­ля — 4,0—30,0 см.На конце растущей зоны находится эмбриональная ткань — первичная меристема. Она состоит из одинаковых мелких кле­ток, сплошь заполненных протоплазмой, имеющих тонкие обо­лочки и крупное ядро.

Фаза дифференцировки клетки

У клеток утолщаются клеточные оболочки за счет наслоения гемицеллюлоз и лигнина. Выросшие клетки начинают дифферен­цироваться, образуя различные ткани. Эта фаза роста назы­вается фазой дифференцировки. В фазе дифференцировки клетки не увеличиваются в размерах и количество их остается    прежним,   поэтому    линейный    рост    незначителен. По   окончании   дифференцировки   рост   клетки   прекращается. Фазы роста клетки. Таким образом, каждая клетка проходит все 3 фазы роста, находясь последовательно в разных зонах роста, которые распо­лагаются в следующем порядке: на самом кончике корня и стебля находится зона эмбрионального роста, дальше зона рас­тяжения и наконец зона дифференцировки. Благодаря наличию концевых меристем осуществляется рост корня и стебля в длину. Рост стеблей и корней в толщину воз­можен благодаря наличию вторичной меристемы — камбия. Камбий имеется только у двудольных растений и расположен между ксилемой и флоэмой. Клетки камбия характеризуются также энергичным делением и проходят все 3 фазы роста, образуя ксилему и флоэму. Вторичная меристема имеется также у основания каждого листа, но обычно сохраняется недолго. Кроме того, вторичная меристема бывает у основания меж­доузлий, так называемая вставочная, или интеркалярная, мери­стема. Вторичной меристемой является также пробковый камбий. Для роста клеток необходим приток органических и мине­ральных веществ, воды и наличие нуклеиновых кислот — РНК и ДНК, при участии которых и осуществляется синтез белка, являющегося основой протоплазмы. РНК в эмбриональных клет­ках находится не только в ядре, но и во всей протоплазме. При дальнейшем росте РНК сосредоточивается в образующихся паренхимных клетках в структурных элементах — рибосомах, пла­стидах и митохондриях. В. Г. Конарев показал, что образование небелковых структур (кольца и спирали сосудов) в фазе диф­ференцировки происходит также при участии РНК. Вначале прирост участка увеличи­вается, затем постепенно уменьшается, и наконец расстояние между метками не изменяется, т. е. при­рост равен нулю (см. табл.) Для роста растений необходима энергия, освобождающаяся в процессе дыхания. Кроме того, для осущест­вления ростовых процессов необходи­мы активаторы роста. Наблюдать за ростом можно сле­дующим простым способом, предло­женным Саксом. На эмбриональную зону корня или стебля проростка на­носят тушью 2 метки на расстоянии 1 мм. Проросток помещают во влаж­ную атмосферу и ежедневно измеряют участок между метками и определяют его прирост. Данные заносят в таблицу.

Общая длина и прирост корня бобов на протяжении восьми дней

 Показатель     Дни
0 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й 8-й
Общая длина (мм) Прирост (мм) 1   2,8 1,8 6,5 3,7 24,0 17,5 40,5 16,5 57,5 17,0 72,0 14,5 80,0 8,0 80,0 0,0

Такие же данные можно получить в течение одних суток, на­нося не одну, а несколько меток на расстоянии 1 мм одна от другой по всей растущей зоне проростков. На следую­щий день измеряют все участки и вычисляютприрост.Растущие зоны стебля и корня с нанесенными метками.

  1. — с только что нанесенными метками,
  2. — спустя сутки.

Наимень­шие приросты будут на кончике корня или стебля, где клетки находятся в состоянии эмбрионального роста. Приросты возрас­тают и   достигают   максимума в зоне растяжения, постепенно уменьшаясь к концу зо­ны; в зоне дифференцировки изменение длины участков не наблюдается.
















Эмбриональная фаза роста клетки

Клетки находятся в состоянии непрерыв­ного деления, при этом размеры их остаются более или менее постоянными. Вслед за делением происходит увеличение массы живого вещества в каждой новой клетке до тех пор, пока она не достигнет размера материнской, после чего клетка делится. Увеличение размеров в этой фазе роста невелико, так как оно определяется только увеличением числа клеток. Эта фаза роста называется эмбриональной. Образовавшиеся клетки переходят в следующую фазу роста, которая характеризуется значительным увеличением размера растительной клетки. В клетках появляются вакуоли, постепенно сливающиеся в одну большую.

Фаза растяжения клетки

Количество протоплазмы в этой фазе роста продолжает увеличиваться, разрастается оболочка клетки, и сильно увеличивается ее объем. Эта фаза роста называется фазой растяжения. В этом случае количество клеток остается постоянным; сильный рост обусловлен увеличением размера кле­ток, связанного главным образом с увеличением размеров кле­точной оболочки и объема клеточного сока.

Источники


  • http://worldofscience.ru/biologija/7462-tipy-rosta-rastenij.html
  • https://zen.yandex.ru/media/antonovsad/reguliatory-rosta-rastenii-vidy-i-primenenie-5e43e80ea946de2f8afad39f
  • https://FB.ru/article/382235/razvitie-rasteniy-tsiklyi-i-stadii
  • http://growshops.online/thesaurus/razvitie-rastenija/
  • https://yandex.ru/q/question/hw.nature/daite_opredelenie_poniatiiam_rost_i_6bfe599c/?answer_id=67d48773-a891-4303-bdb6-4b96f63496be
  • https://moodle.kstu.ru/mod/book/view.php?id=25035&chapterid=5980
  • https://LibTime.ru/agro/process-rosta-rastenij.html

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Все о даче, огороде и посадке растений
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: